Покрас Лампас: говно или нет?

WARHOL
6 min readJul 7, 2020

--

Мнения о Покрасе Лампасе бывают двух категорий: либо «это не искусство, это оформительство», либо «ну, может, и оформительство, зато вон как красиво, на кухне бы классно смотрелось». Галеристы и искусствоведы увиливают от вопроса «говно ли делает Покрас Лампас», ссылаясь на музейных кураторов, дескать, вот будет он в собрании какого-нибудь музея, тогда и посмотрим. Никто из них не посоветует вам его работы как хорошую инвестицию. Это тухлый снобизм или трезвый взгляд в будущее?

Мы постараемся посмотреть на творчество Покраса и проанализировать его беспристрастно.

Чем хорош

Покрас Лампас открыл каллиграфию для людей, у которых слово «вязь» это что-то связанное с хурмой. Правда, интерес масс к такому виду изобразительного искусства, как каллиграфия, пришлось вызывать при помощи обнаженных женских тел. По крайней мере, на его официальном сайте приличную часть портфолио занимают росписи сисек. На том же сайте можно увидеть фотографии процесса — довольно забавно наблюдать, как юный Покрас возит своими маркерами по голым женщинам.

Также свою долю известности ему принесла оформленая им обложка альбома L’One. Еще он успел посотрудничать с Yves Saint Laurent, Ralph Lauren, Dries Van Noten и Levi’s. И это даже не половина списка, он в этом плане обогнал даже Kaws.

Покрас Лампас вообще обладает потрясающей трудоспособностью, его неугомонности позавидует даже принтер. Если не хочется платить таможенную пошлину — будет рисовать новые работы прямо на месте. К тому же он на удивление всеяден: сегодня расписывает одежду, завтра придумывает оформление для бумажных стаканчиков, послезавтра уже делает сценографию для постановки Мариинского театра. И это не считая лекций и мастер-классов; не знаю, спит ли он когда-нибудь.

В чем он настоящий мастер, так это в репрезентации себя. Многие, даже молодые художники, фотографируют свои работы на телефон с заваленным горизонтом. Покрас же снимает целые блокбастеры с цветокоррекцией и музыкой, которые хорошо заходят на ютьюбе. К каждой фотосессии своих работ подбирает костюм и посещает парикмахерскую.

Та самая роспись из Книги рекордов Гиннесса

Даже рисуя что-то на крыше, где его работу могут увидеть разве что голуби, он всё фиксирует на видео, не забыв надеть кофту со свои именем и номером 1

Также можно вспомнить использование эскизов Покраса в Black star car wash. После открытия автомойки, Лампас написал опровержение авторства своей работы и показал изначальные эскизы. По его словам, он не выполнил работу из-за «неуместности каллиграфии в таком контексте» (что, правда, не помешало ему делать эскизы). Хотя Тимати нигде и не указывал, что Лампас имеет хоть какое-то отношение к финальным росписям.

Пожалуй, в этой истории больше всех пострадал тот безвестный художник, которые эту роспись сделал, и чью работу назвали «слабой и непрофессиональной».

И не стоит забывать скандал связанный с «Супрематическим крестом» в Екатеринбурге, который был частично закатан в асфальт из-за возмущения местных верующих, которым не хотелось попирать этот крест ногами. Покрас Лампас повел себя очень корректно, не изображал обиженного гения и пошел на компромисс. Работу сохранили, убрав крест, но выглядеть она стала как-то грустно.

Чем плох

Но, как это часто бывает, где успех, там и обличители, «король-то голый». Многие говорят, что творчество Покраса «не искусство», а только хороший маркетинг. Есть даже пара теорий заговора о руке Кремля. В какой-то момент казалось, что не осталось фирм, с которыми он не сотрудничал: Икея, Mac, Nike, Альфа-банк, Hyundai, Lamborghini, ФК «Локомотив», NASDAQ. От творчества Лампса не спрятаться даже в космосе: крыша завода “Красный Октябрь” признана самой большой каллиграфии в мире и единственная художественная работа, которую видно из космоса.

В каком-то смысле Покрас Лампас — Никас Сафронов для зумеров. Появился из ниоткуда, но уже изрядно успел всех задолбать своими многочисленными коллаборациями. Бедному Лампасу даже приходится оправдываться и говорить, что полученные средства идут не на недвижимость или черную икру, а на в творческий рост и будущие проекты. А хоть бы даже и на черную икру, не у нищих он отбирает эти деньги.

И дело не в мнимой коммерциализации священной коровы под названием «искусство». Одна из главных претензий — концептуальная бедность его идей.

Центральный тезис Покраса: из-за глобализации неминуемо сияние всех культур и появление нового алфавита, состоящего из слияния всех устаревших к тому времени языков. Поэтому он и использует в своих работах символы разных алфавитов — азиатских, восточных, европейских, славянских.

Напомню, что подобные идеи можно встретить в оформлении всех киберпанк фильмов, начиная с «Бегущего по лезвию» 1982 года вплоть до «Обитаемого острова» Бондарчука. Использовалось это с переменным успехом, но навсегда стало визитной карточкой картины будущего, наравне с летающими машинами и высоченными мегаполисами.

Я слабо представляю, как можно сочетать кириллицу и арабскую вязь, если они даже читаются в разные стороны. И сочетать это все с китайскими иероглифами, чья семантика принципиально отличается от семантики букв латиницы. Лампас как-то игнорирует тот факт, что каллиграфические школы Японии или Европы принципиально различаются своим подходом к письму и использованию текста.

Каллиграфия для Покраса Лампаса как сова, которую натягивают на самые разные глобусы, будь то Ламборджини ил карточка Альфа банка, разумеется, кроме автомойки Тимати, в таком контексте каллиграфия неуместна. Такая гибкость и неприхотливость не плоха сама по себе. Скорее, смущает слабая связь техники исполнения с сюжетом. Он не уходит в полную абстракцию и претендует на литературоцентричность. Покрас Лампас не гонится за читаемостью в своих работах, потому что важно не только то, что написано, но и как написано. Однако работы посвященные Кандинскому и Верщагину выполнены в одинаковой эстетике. С тем же успехом он мог бы писать рецепт приготовления сырных шариков или цитаты Джейсона Стетхема, это никак не повлияло бы на восприятие работ.

Отчасти поэтому с современным искусством у Покраса отношения примерно такие же как у Александра Невского со Шваценеггером. Лампас очевидно очень любит Бэнкси, это понятно из его интервью, но он, видимо, не понимает, что позволило Бэнкси продаваться на аукционе Сотбис. За какую бы тему тот ни брался, он пропускает ее через призму стеба и постиронии, для него нет серьезных величин, над которыми нельзя иронизировать и смеяться. Хотим мы того или не хотим, но такой уж нынче дух времени и Бэнкси его прекрасно уловил. Покрас же всегда серьезен.

Вам может показаться, что я тут брызжу желчью и хочу опорочить имя талантливого молодого человека, но это только отчасти так. Я действительно не выношу эстетику, в которой Покрас работает. Она будто создана для обложек кальян-рэпа, оформления барбершопов и модных донерных. Но с другой стороны, я не могу не завидовать его энергии и предприимчивости. Было бы здорово, если бы Покрас перестал делать вид, что он сложнее, чем кажется.

--

--

WARHOL

WARHOL — серьезный молодежный журнал об актуальной музыке, визуальном искусстве и мировой культуре.