«По песне в химиотерапию»: интервью с Сашей Скулом

WARHOL
6 min readJun 20, 2022

--

Саша Скул — культовая фигура в отечественном рэпе. Он является одним из создателей группы «Бухенвальд Флава» и одним из самых ярких представителей андеграунд-рэпа десятых. Сейчас уже смело можно охарактеризовать его творчество, как явный постмодерн. В конце мая этого (2019) года ему поставили диагноз — лимфома (злокачественное заболевание лимфатической системы). Мы, Warhol, поговорили с Сашей о его борьбе и о новом альбоме «NIGREDO».

Сегодня ночью у тебя выходит десятый сольный альбом. Что он значит для тебя? Что вдохновило на новые треки?

Изначально я задумывал его совсем другим, мистическим, но получился вновь метареализм. Даже не так — я просто от первой до восьмой песни меняюсь внутренне, как в четырех стадиях великого делания, и накладываю всю эту рефлексию на разную музыку. Вообще, очень мистически все вышло: от старого микрофона Shure, на который мы пели реп в конце 00-х и на который был записан всеми любимый бэкграунд творческий, до людей, что музицировали и сводили. Не знаю, заметно ли будет со стороны, как от песни к песне сдвигаются основные парадигмы, и речи мои светлеют. В любом случае, здорово, что удалось это все записать и издать. Я прямо перед болезнью задумал эту пластинку в голове, а получилась всамделишная алхимия по итогу.

В каких условиях происходила запись?

Я себе темп задал: сочинять по песне в химиотерапию. То есть, в больнице готовить, на выписке записывать. Так и вышло. Семь химий, семь песен, одну успел до болезни, за полгода. В домашних условиях, буквально за неделю, как занемог.

У зрителей двойственные впечатления от клипа «Лимфома». Какое сообщение ты в нем зашифровал?

«Не унывайте, бывает и хуевее». А вообще, снимать удалось на второй день после шестого курса химии, потому пришлось отказаться от всех изначально задумывающихся «излишеств», но при этом концептуально обыграть алхимический термин NIGREDO, как полное разложение и абсолютную мглу перед переходом на следующий этап. Ну, или не переходом (если не повезет). В моем случае, это духовное обновление через распад и герметичность. На самом деле, я ничего не шифровал, я сейчас в таком положении и с отсутствием горизонта планирования, коли выпала мне доля превратить свою болезнь в творческий акт, просто оставлю следочек темного в медиапространстве. Ну так, на всякий случай.

Кадр из клипа “Лимфома”

Что ты чувствовал во время недавнего концерта? Какой была атмосфера?

Я все эти полгода чувствую, что я мясная фигурка, передо мной бездна с пастью костлявой, а позади люди, которым вся эта перда, в которую я прилип, не безразлична. И вот меня засасывает в бездну. И чрево смерти с одной стороны, и не дают сорваться туда многие люди с другой. Концерт дал сил оставаться в позиции «все будет норм» еще два курса химии.

ATL, Horus, Pyrokinesis, KRESTALL / Courier, Sted.D, playingtheangel, Колдклауд, Eecii McFly, Ка тет, Зараза, Murda Killa, Хорс, Овсянкин, Кедр, МЦ Андрей (группа Саша Скул), Ripbeat, макулатура, SharOn — некоторые артисты выступившие на благотворительном концерте #скулживи

Как ты считаешь, твоя музыка и отношение к творчеству после выяснения диагноза изменились?

Слова изменились, мысли изменились. Болезнь действительно меняет, состояние «лимба» меняет, социальная изоляция меняет. Я бы не сказал, что там все как обычно получилось. Тут не иначе, как само провидение это надиктовало. Про отношение к творчеству сказать не могу. Ну, понял, что оно мне дорого очень, это сильно вытягивает в ситуации, когда ты просто нихуя больше не можешь.

Есть ли у тебя своего рода миссия, что-то, что ты считаешь важным донести фанатам или обществу в целом?

Процитирую Братишку из «Зеленого слоника»: «Да будьте вы людьми». Наверное, такая миссия — единственное, о чем я все время толдычу. Не будьте пидорасами, мир хоть и оставляет при поверхностном взгляде впечатление говна но, на самом деле, прекрасен и удивителен. И во всех его отвратительных, на первый взгляд, составляющих есть куча светлого. Благородство, сострадание, подвиги, любовь.

Ты ощущаешь поддержку от фанатов и сообщества или кого-нибудь ещё? Это имеет значение?

В мае не думал, что лето переживу, не говоря уже о том, что осень увижу. Люди, друзья, невеста, родители вытащили. Сперва я выпилиться пытался, отчаявшись лечение получить. Да и вообще думал, смысла в нем нет, а потом взялся бороться.

Были ли приятные сюрпризы — неожиданная помощь от некогда враждебно настроенных людей (или просто от тех, от кого не ожидал)?

Да, в принципе, вся история, как мне в больницу наконец помогли попасть. Сюрприз за сюрпризом. Много людей отвалилось, да и не жаль, но зато те, что прибыли, — золото.

Что-либо изменилось в твоем мировосприятии после того, как тебе поставили диагноз?

Говорят, сильно меня болезнь поменяла. Я же сам одну истину уяснил: прелесть жизни в том, что она конечна, и нет страшнее преступления в отношении жизни, чем уныние и бездействие. Я могу нынче, как лайф-коуч, телеги мотивацонные толкать (и действительно в это верю), но не буду в рамках вью, пожалуй.

С какой целью ты начал вести блог о борьбе с болезнью? Считаешь ли ты важным рассказать о нем как можно большему числу людей?

Сам не знаю, зачем дневник начал. Наверное, чтобы крышей не съехать, все же такие переживания нужно во внешний мир как-то оформлять. Будь то музыка или заметки какие-то. Так легче. За это время мне написала куча народа, рак прошедшего, в рак попавшего, просто неравнодушного. Думаю, в назидание это все же как-то идет, кому-то проще справляться, угодив в аналогичное говно, кому-то лишнее напоминание: следи за здоровьем. Сложный вопрос. Я уверенно ответить, окромя: «не знаю зачем, само собой получилось», и не могу.

Шутка о смерти была лишь шуткой или тому виной предчувствие болезни, симптомы, что-либо ещё?

Оказалось, симптомы. Я, выходит, примерно третий месяц «раковал» на тот момент. Ну, и в диагностике, вроде как, обращают внимания на такие переебы психоэмоциональные — потерю веса и прочее, что я связывал с «меланхолией», а никак не с рачком.

Есть ли в твоей жизни эпизоды, которые ты предпочёл бы «переиграть»?

Я хорошо про себя подумал и разобрался в себе. Этот вопрос я себе постоянно задавал, сейчас не задаю. Понимаю, что ничего бы менять не хотел из пережитого. Даже, пожалуй, нынешний пиздарез, коли судьба выкарабкаться, на пользу пойдет. В плане личностном уж точно. Добрым стал, каким и был. Я сильно себя потерял в канун болезни.

В связи с болезнью интерес к твоей персоне увеличился. Даже нам в паблике писали: «вот раньше вы его все игнорили, а сейчас публикуете». Во-первых, заметил ли ты, что внимание к твоему творчеству возросло? Во-вторых, считаешь ли ты данный интерес СМИ к тебе лицемерием?

Если честно, вы первые заинтересовавшееся СМИ. Ну, люди любят трагедии, да и я перестал замкнутым быть, навстречу людям вышел и рассказываю свою историю. Если честно, поддержку людскую ценю безмерно, а выросли, там, не выросли стриминги — дело десятое и как-то не в фокусе у меня. Лицемерие? Да дух времени такой, чего лицемерного? Это же такой Дом-2 для садистов, культурный феномен в какой-то мере. Понятно, что за такими вещами интересно следить. Бесплатно, без смс и регистрации: Саша ёбнет рак, или Сашу рак ёбнет, лол.

Какие прогнозы на выздоровление?

Прогнозов не дают, это все миф, что кто-то вам даст прогноз. Ну, гадалка разве что. Все индивидуально.

Когда вылечишься, что ты первым делом сделаешь?

Не загадываю. Но все с нуля начинать нужно будет, странное ощущение. Брови отращу.

Были в хип-хоп тусовке люди, которые тебя поддержали, хотя ты не ожидал от них подобного?

По поводу поддержки реп-сообщества — оказалось, что сообщество есть, оно живо и небезразлично. Очень много певцов проявили так или иначе участие, всем им спасибо.

Вот что круто мои полгода описывает, да и ощущения вообще:

«Мы уже видели, что алхимия поместила опыт смерти в сердце алхимического процесса. Не вступая в nigredo и не подвергаясь опыту mortificatio, никакое преобразование не возможно. Традиционно преобразование черной птицы в белую показывает алхимическое albedo, процесс беления, который предполагает движение души из ее темного и депрессивного состояния в рефлексивную возвышенность, освещающую душу и, как думают, приносит больший смысл осознания и свободы».

Текст о том, как стараюсь ко всему относиться. И что концептуально подразумевал. Эпиграф эдакий.

От редакции: давайте навалимся на стримы Сашкины. Всем слушать новый альбом, как выйдет.

Интервью от Даши Михайловой

--

--

WARHOL

WARHOL — серьезный молодежный журнал об актуальной музыке, визуальном искусстве и мировой культуре.